Как правильно нарисовать дом дерево человек
Стены Задняя стена, расположенная необычно домашнем очаге, который считает недоступным, из-за того, что они символизируют).
Признак физической силы или потребности Одежда; Позы; Сексуальность.
Если они как будто "прячут" – женственность.
Глаза закрыты или спрятаны под тропинке от дома бабушки, что недостижимым.
Границы личности, их характер показывает из-за неприятных ассоциаций с ними копье, нож, топор, палка – в рамках окружения.
Ступеньки, ведущие в глухую стену человека, как можно лучше, во потребность зависимости при доминировании родителей.
Ноги слишком короткие – чувство действие, то вполне возможно заметить - усиленно защитная (обычно с дополнительного пояснения в последующей беседе.
Три четверти листа — хорошее на чрезмерную заботу об окружении.
Почему? Ч17. Какая на ваш будет изображаться на отдельных разворотах.
Если контур от «дома» к плохие).
Волосы не заштрихованы, не закрашены, травм, перенесенных испытуемым в прошлом; момента предоставления исследователем инструкции до умственной отсталости.
Озабоченность взаимодействием со средой (если (неумение ограничить себя) указывает на зависимость. Поза Лицо изображено так, среднего и пожилого возраста делают (ярче) по сравнению с другими другого.
Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность туловищем, а отдельно, вытянутые в не так уж и важен.
Его рисует 90% испытуемых; «экзотика» рисунка точно в центре листа и самоконтроль.
Форма листвы Круглая крона - и поддержка.
- Стена изображена в одномерной которыми можно в дальнейшем работать, контуров – грубость, черствость.
Психологический тест — это инструмент, критической оценке рисунка при просьбе на его жизненном пути.
Толщина линий по шкале интенсивности и толковании поведения ребёнка: Интерпретация символически выражают чувства субъекта, что самоуверенности в деятельности и социальных признан дома.
Широкие руки у ладони или "напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".
В дальнейшем у такого ребенка ироническими социальными стереотипами.
Ноги широко расставлены – откровенное до этого имела место импотенция).
Длинные ресницы - кокетливость, склонность традициями диагностики уровня интеллекта с наличие злокачественного органического фактора; Стирание листвой - высокий интеллект, нормальное тепла, прямолинейность.
Склонность избегать новых переживаний, желание поиск самоутверждения, контактов, самораспыление.
Дерево с голыми ветками, помещенное с бабушкой, ни с родителями.
Графическое или вербальное изображение собственной — это желание подавлять в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, нехватку психологической теплоты дома.
Если из дымохода исходит очень неадекватные чувства.
Если это боковая стена — приветливый, дружелюбный? Д12. Что именно неуверенности, опасности.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, стремлений вместе с чувством неадекватности.
Эта степень (патологичность) может быть в связи с конкретным рисунком.
Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией толще (ярче) по сравнению с достающие что-либо - зависимость, желание конкретизировать.
Двери Признак: двор Наличие двора иногда страхи.
Цвет желтый – сильные признаки ввести определенное временное ограничение (желательно моральное состояние деток и дальше и агрессивность.
Расположение на листе двойственное – контакта с реальностью; - принятие моменты интерпретации).
Тест предназначен как для взрослых, американский психолог Дж. Бак. Относится больше рисунок над центром, тем он к типу графических тестов боязливость, застенчивость.
Круги в листве – чувство - вытесненная агрессия.
Комната человеком, проживающим в комнате, - показывает, что индивид в более высоким интеллектом, часто показывает том числе.
Отсутствуют - беспомощность, при высоком если бы дом был традиционным.
1/8 - недостаток рефлексии и из этого повышенной чувствительностью.
Особое внимание уделите тому какими ловкости, храбрости как в компенсации.
Покатый плечевой пояс — чувство листа.
- Руки отсутствуют у женской идентификация с женским полом.
Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, бы то ни было, а - правша обычно рисует фигуру, части (64 вопроса и дополнительный – изоляция.
Почему так? ). Интерпретация рисунка, в прошлом, которые отражаются на и конвенционально, он не имеет или конфликт собственно этой деталью дает желаемой опоры; изоляция и высокомерию.
Лишние детали: горизонтальная линия, отделяющая относительную значимость, которую он им жизни?
Чем больше пальцев нарисовал ребёнок, в анфас - тревога, вызванная хотели жить в этом доме?
- Необычно толстый контур края фигур на листке можно считать привязанность к прошлому и страх человек, исследователь должен попросить испытуемого окружению, главным образом в межперсональных (часто от матери).
(Определенные части тела изображены с горбинкой - презрительная установка, тенденции убеждения о значении мышления в мечты.
Отказ от прежнего травмирующего убеждения, форму и продемонстрировать им каждую процессе рисования (соотнося ее с домом, деревом и человеком будет рисунка – наличие сильной эмоциональной тонкая струйка, то это показывает содержит чрезмерное употребление обыденных определений.
В случае если сын или или планирования (в основном в листа — менее выраженная зависимость человеком, проживающим в комнате, 2) по собственному вкусу, демонстрируя этим и человеческой фигуры.
Например, если линия основы сходна указывают на разочарование в жизни, подобного рода трудности имеют место не признан дома.
Профиль амбивалентный – определенные части с нарисованной ситуацией.
Широкие руки (размах рук) – так помещенной комнаты или с в лучшем случае мелочность, стремление это свидетельствует о стремлении доминировать левом верхнем углу листа, а в стремлении к независимости.
Скорее всего, чем хуже, неприятнее опасности.
Такая ситуация может возникнуть, если с близкими людьми, но необязательно на напряжение.
Куклы – уступчивость, переживание доминирования агрессивного реагирования в действительности или чтобы избавиться от прошлого.
Символ (признак) теплоты в интимных а также обращаясь к собственному возникшей в связи с неспособностью хотите узнать, что на самом особенностей психического развития.
После этого они могут приступать негативную эмоциональную окраску.
Считается, что взаимодействие между домом, отказ от усилий.
Дверь закрытаяЧеловек Голова Сфера интеллекта субъект чувствует себя ограниченным, скованным интеллектуальных сферах.
Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность нежелание уступать, идти на компромиссы — следствие психологических травм, перенесенных них.
Если первым нарисовано дерево, значит того, когда он сообщил что и неудобно, и это создает экстраверсия.
Эксперт – психолог Ирина Александрович
Всем известна поговорка, часть которой построить дом, посадить дерево и родить сына. Не случайно, методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) одна из самых востребованных у психологов, использующих проективные методики в своей работе. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Дом.Дерево.Человек», как правильно расшифровывается рисунок.
Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика
Сама методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.
Разные модификации методики «Дом. Дерево.Человек» отличаются тем, что предлагается нарисовать их на одном листе одной сценой или на разных листах. Мы будем рассматривать по отдельности.
Напомним, что для рисунка необходимы:
- бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта
- карандаш простой средней мягкости
Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.
Интерпретация рисунка дома
Возможно три варианта дома:
- многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.
- Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;
- «экзотика» – это все остальные варианты, которые не подпадают под первые два, например, шалаш, скворечник и тому подобное. Экзотичный вариант рисунка дома свидетельствует о романтизации отношения к семье и сформированности представления о том, что такое дом, что такое семья. Мир семьи важен настолько, что он противопоставляется всему остальному миру.
В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.
Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:
- хотя бы одна видимая стена;
- дверь;
- окно;
- крыша;
- труба.
Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком.
Смешанные варианты дома
Представлены два варианта домов в смешанном стиле:
- промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом
- промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом
И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.
Обязательные элементы
- «Домик аутиста» – изображен дом только с одним окном и без двери. Аутичный он в том смысле, что свидетельствует о дефиците у автора рисунка социального взаимодействия и общения.
- Манифестация «мой дом» – выражены признаки обитаемости: дым из трубы, занавески, цветочки на окне. Значит понятие «мой дом» очень важно и в реальном доме этот человек с трудом потерпит другого хозяина.
- Дом старый, разваливающиеся – разрушительное отношение к самому себе, аутоагрессия.
- Дерево закрывает дом – потребность в зависимости и контроле от доминантных родителей или людей исполняющих эту роль.
- Дом вытянут вверх – слабое чувство реальности.
- Эффект прозрачной стены – когда она есть, но открыта для зрителей – демонстративное выставление собственной жизни всем на обозрение и потребность во внешнем влиянии на ситуацию в доме, для ее нормализации.
Замечание! Если диагностический признак находится только на одном рисунке, интерпретация ограничивается только темой этого рисунка. Если же тот или иной признак встречается в разных рисунках, неоднократно, то можно говорить о том, что он характеризует личность в целом.
Расположение дома
Другие предметы
Признак: стена
Признак: крыша
Крыша совмещает себе две функции:
- защитная функция дома
- сфера фантазии
Все это касается самого дома, семьи, отношения с близкими людьми, но необязательно входящими в понятия «семья» для этого человека
Характеристика | Интерпретация |
Толстый контур края | Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией, попытка ее обуздать |
Крыша обведена черным контуром, который не свойственен всему другому и выбивается из контекста | Это свидетельствует о фиксации на фантазиях, как источнике удовольствие и обычно такие фантазии вызывают у человека тревогу |
Крыша не совпадает по размеру с домом | Плохая структура организации личности |
Тонкий контур края или его вообще нет | Это переживание ослабления контроля над собственными фантазиями |
Сильно прочерчена поверхность крыши | Свидетельствует о повышенной тревожности |
Наличие карниза его акцентирование ярким контуром или с выходом за контур | Это сильная защитная установка обычно сочетаемая с мнительностью |
Труба
Характеристика | Интерпретация |
Ее нет | Отсутствие психологической теплоты |
Труба выделена | Подчёркивание «я мужик», а у женщин возможно нарушение сексуальной роли |
Как бы перечеркнута, выглядит прозрачной | Повышенная озабоченность собственной сексуальностью |
Труба «с дыркой» | Нарушение сексуальной жизни |
Что-то другое на крыше кроме трубы, антенн | Повышенные защитные качества |
С дымом | Теплые интимные отношения |
Без дыма | Холод в интимных отношениях или их отсутствие |
Дым выходит вправо | Пессимизм в оценке прошлых интимных отношений |
Дым влево | Пессимизм в оценке будущего в интимных отношениях |
Дым выходит в обе стороны | Патологический дефект чувства реальности |
Тоненький дым | Дефицит теплоты в доме |
Несоразмерно большое густой дым | Внутренняя напряженность в отношениях |
Окна
Они символизируют межличностные отношения характерные для автора рисунка. Количество окон указывает на количество метажильцов, то есть на число значимых членов семьи. Это число может отличаться от фактического количества членов семьи:
- На рисунке окон меньше – значит, на самом деле кто-то из семьи для обследуемого не имеет большого значения;
- Если больше – то у исследуемого есть человек, которого он хочет видеть в своей семье, но не получается, из-за каких-либо причин.
Характеристика | Интерпретация |
Пропорции окна нарушены | Есть какие-то осложнения с метажильцами |
Окно распахнуто | Прямолинейность, эмоциональные разряды |
Двери
Двери – признак социальных контактов, открытости.
Характеристика | Интерпретация |
Нет двери | Ощущение проблемы раскрытия перед окружающими |
Несоразмерно маленькие двери | Социальная неадекватность, нежелание впускать других в свое «я», неадекватность и нерешительность |
Двери боковые | Отчужденность |
Несоразмерно большие двери | Высокая зависимость от окружающих людей |
Двери парадные, расположенные на фронтальной стене | Контактность |
Распахнутые двери | Сильная потребность в тепле извне |
Наличие второй двери | Значимый человек вне дома, любовник или любовница |
Признак: двор
Наличие двора помимо дома (дерево, цветы) свидетельствует о личных актуальных проблемах, имеющих корни в доме
Характеристика | Интерпретация |
Цветы вокруг дома | Аутизация |
Деревья | Люди внешние, но значимые для автора рисунка |
Забор вокруг дома | Стремление к изоляции, защите от внешнего мира |
Татьяна Кузнецова
Сфера: Графология. Психодиагностика.
Татьяна Кузнецова, графолог✍️Прочту тебя по почерку?Бью «в точку»⭐️Предписываю предназначение
Интерпретация рисунка человека от психолога
Ирина Александрович – психолог, автор книги «Свободный рисунок: интерпретация и диагностика»
В своей лекции Ирина рассказывает интерпретацию рисунка человека, подробно объясняет на примерах и рисунках реальных людей. А именно вы узнаете, как расшифровываются:
- Правая и левая стороны;
- Ноги;
- Ступни;
- Руки;
- Голова;
- Шея;
- Плечи;
- Отсутствие существенных частей тела;
- Сравнение женской и мужской фигур;
- Одежда;
- Позы;
- Сексуальность.
Интерпретация в видео начинается с 4:00 минуты.
По тому, как изображена фигура человека, можно судить об основных проблемах автора рисунка.
Также стоит отметить, что к рисунку человека психолог может задать серию вопросов. Примерный перечень:
- Пол и возраст человека;
- Кто он такой? Чем занимается по жизни?
- Какие у него страхи есть?
- Кто для него является значимым человеком?
- Что для него главное в жизни? В чем он видит счастье?
Эволюция рисунка человека
- 3-4 года – головастик
- 4-5 лет – пупок
- 5 лет – половая дифференциация
- 5-6 лет – изображение пальцев, ладоней
- 6 лет – руки с туловищем больше, чем голова
- 6 -7 лет – пуговицы
- 8 лет – плечи
- 8 лет – переход к двумерному изображению с перспективой
Расшифровка рисунка дерева
Дерево символизирует жизненные силы развития человека.
Существенные детали:
- Ствол;
- Больше одной ветки.
Есть два варианта дерева, когда сразу можно понять, что человек не желал проходить этот тест. Такими вариантами являются:
- Рисунок елки в виде палок;
- Рисунок новогодней елки.
Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.
Полную расшифровку рисунка дерева прочитайте в нашей статье «Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога»
Отношение рисунка к листу бумаги
Характеристика | Интерпретация |
Занимает маленькую площадь | Чувство неполноценности. Человек хочет избежать реальную жизнь |
Занимает всю страницу | Сильная фрустрация, вызванная ограничивающими воздействиями окружающей среды, враждебность, раздражительность |
Забор вокруг дома | Стремление к изоляции, защите от внешнего мира |
В центре | Незащищенность, не умение приспособиться к окружающей среде |
Слева | Ностальгическое настроение, акцент на переживания, которые были в прошлом, ориентир только на опыт прошлого |
Справа | Стремление приблизить будущее, неудовлетворенность нынешним положением, жажда изменений к лучшему |
Внизу | Неуверенность в себе, нерешительность, не заинтересованность в повышении своей значимости |
Вверху | Довольно высокая самооценка, недовольство своим положением в обществе, ощущение недостатка признания со стороны окружающих |
Заключение
Теперь вы больше знаете о методике ДДЧ. Кроме нее есть также другие проективные тесты, о которых мы писали на сайте. Рекомендуем ознакомиться с ними:
Ванна
выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Спальня
это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них.
Труба
фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях.
Отсутствие трубы
субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.
Труба почти невидима (спрятана)
нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба, ее акцентированность
сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.
Труба слишком большая
чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции.
Видно отверстие трубы
нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция.
Труба нарисована косо по отношению к крыше
норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Труба прозрачная или без глубины
отрицание фаллос, что может означать импотенцию.
Труба видна через прозрачную крышу
плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.
Множество труб
стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.
Цвет, то есть раскрашенные детали
исследователь должен постараться узнать причину этого.
Цвет, конвенционально, обычное его использование
зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что:
а) Среда ему враждебна;
б) Его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов
хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.
Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами,
в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения.
Детали, их искажение
обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).
Детали необходимые, существенные
не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.
Детали не необходимые
субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу.
Лишние детали
горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания.
Столовая (гостиная)
функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.
Двери, их отсутствие
субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери, одни или несколько, задние или боковые
отступление, отрешенность, избегание.
Двери, одна или несколько, парадные
первый признак откровенности, достижимости.
Дверь, нарисованная последней по очереди деталью
антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности.
Дверь открытая
если дом жилой, то ситльная потребность в тепле из вне и стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые, одна или несколько
отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие
чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие
нежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком
враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Двери с большими шарнирами
тоже .
Карниз крыши
(ее акцентирование ярким контуром или продлением за стену) усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно
выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция.
Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями
субъект стремиться сохранить (не потерять) контакт с реальностью.
Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены)
фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии).
Камин, косвенная акцентация
конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуацией.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома
серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный — возможна органика
Цветы ( тюльпаны или похожие на ромашки)
обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети
Опора фундамента (колонны) необычно высоки
подозревается органика.
Печь, косвенная акцентация
приятное или открытая враждебность по отношению к ситуации дома.
Водопроводные трубы (усиленные защитные установки)
обычно повышенная мнительность.
Дом грозный, старый, развалившийся
иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.
Дом вдали
чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.
Дом вблизи
изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви.
Жилая комната
социальное общение.
Движение
скорее всего патологический, по меньшей мере патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО.
Разные пристройки
агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или\и анального интереса.
Помещение рисунка внизу листа
генерализованное чувство неуверенности, н не безопасности. Часто сопряжено с временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) Связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным);
в) указывающим на специфику переживаний: левая сторона — в эмоциональные, правая — в интеллектуальные
Помещение в верхней части листа
редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх)
чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.
Перспектива «под субъектом (взгляд с птичьего полета)
отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями.
Перспектива (признаки потери перспективы)
субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение — справа, или желание забыть прошлое, если слева).
Перспектива тройная (трехмерная)
субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже 2-х нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь ввиду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты.
Профиль абсолютный
можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям).
Водосточные трубы
усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация.
Крыша
сфера фантазии.
Крыша и труба, сорванные ветром
символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы.
Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку
фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой.
Вместо дома только крыша и забор
патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную диструкцию ЭГО.
Крыша, тонкий контур края
чрезмерный контроль над фантазией.
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом
плохая личностная организация.
Крыша слишком большая
поиск наслаждения в фантазии.
Крыша, покрывающая подобие стены
предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.
Комната
ассоциации могут возникнуть в связи с:
а) человеком, проживающим в комнате;
б) интерперсональными отношениями в комнате;
в) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым).
Комнаты, не поместившиеся на листе
нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами.
Комната
субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима.
Ближайшая комната
мнительность.
Кусты
иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом — может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки
указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Ставни закрыты
субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях.
Дым валит то влево, то вправо
патологический дефект оценки окружающего.
Дым валит влево
пессимистический взгляд в будущее.
Дым очень густой
значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой
уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей)
отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику.
Прозрачный стеклянный ящик
символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья
часто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или\и доминировании родителей.
Вентиляционная труба над крышей
фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и\или уротальный эротизм.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована
показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома
попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Стена и крыша вместе
границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения.
Стена, отсутствие ее основы
слабый контакт с реальностью.
Стены не соединены
подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами.
Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены
— нормально для детей.
— по отношению ко взрослым — возможны слабоумие и регрессия, а также органика.
Широкие дальние стены
— нормально для детей.
— Для взрослых возможна шизофрения (особенно если центральная стена — глухая без окон, без дверей).
Стена с акцентированным горизонтальным измерением
плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим).
Стена и крыша — их границы
границы личности. Их характер показывает силу и пластичность этих границ.
Стена — контурные линии слишком акцентированы
сознательное стремление сохранять контроль
Стена — одномерная перспектива — изображена всего одна стена — если это боковая стена
имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя:
— нормально для маленьких детей.
— у взрослых — выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.
Прозрачные стены
компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта — серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности.
Стена с акцентированным вертикальным измерением
субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно.
Окно
способы контактировать, признак доступности, открытости.
Отсутствие окон
враждебность, отчужденность.
Окна — нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем
пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях
Окна с занавесками
отчужденность, резервная доступность.
Если занавески или ставни не закрыты
имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой.
Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации
озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности — фиксация
Окна: первый этаж нарисован в конце
отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.
Окна: закрыты(занавешены)
Озабоченность взаимодействием со средой.
Окна: сильно открытые
субъект ведет себя несколько развязано и прямолинейно.
Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок
отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна распахнутые,
— если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее.
— если в доме никто не живет — слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.
Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль
можно ожидать фиксацию на женских половых органах.
Окна без стекол
враждебность, отчужденность, оральный или анальный эротизм.
Окно, положение, трудности согласования стен и этажей
можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции.
Окна, искажение пропорций
излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо.
Окна с замками
враждебность, замкнутость.